Эксперименты продолжаются: стартует ли блокировки НДС-накладных уже с 1 марта
Меньше месяца осталось до повторного запуска системы блокировки НДС-накладных. За это время Кабинет министров должен привести в порядок критерии, на основе которых будет происходить блокирование и принять до 1 марта соответствующий порядок.
Впрочем, бизнес пока больше волнует то, как разблокировать уже «заморожены» накладные. Проблема в том, что закон №2245-VIII, предусматривает прекращение действия механизма блокировки, вступил в силу только 31 декабря 2017. При этом его нормы предполагали, что уже 2 января 2018 НДС-накладные, которые были приостановлены на 1 декабря 2017 года и по которым начата процедура обжалования, должны быть разблокированы.
Понятно, что Государственная фискальная служба физически осуществить это не смогла. Особенно учитывая, что заблокированными на тот момент оказались почти 45000 НДС-накладных на сумму более 2 млрд грн. Поэтому процесс изрядно затянулся и, как сообщил секретарь парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Олег Кришин, к середине января было зарегистрировано 32 400 накладных на сумму около 1300000000 грн. Кроме того, на рассмотрении в ДФС находятся еще 9000 НДС-накладных. «И к середине февраля все 44 800 налоговых накладных должны быть разблокированы», — уверяет Кришин.
Но на самом деле все эти процедуры выглядят несколько иначе. Во-первых, как объясняют в профильном комитете, ДФС получает материалы обжалованных решений о блокировании с задержками. Кроме того, плательщики в своих жалобах часто указывают ложные реквизиты, оформляют их с ошибками и нарушением предусмотренных сроков.
Более того, в течение первой декады января ДФС продолжала блокировать «сомнительные» налоговые накладные. А те операции, которые подлежали автоматическом разблокированию в рамках нового механизма, мистическим образом никак разблокировались. Задержка имела место якобы из-за проблем на сервере ДФС.
Во-вторых, согласно упомянутому закону, так называемая «автоматическая» регистрация распространяется только на те накладные, по которым были объяснения и соответствующие подтверждающие документы. А также по операциям, по которым получено отказа со стороны ДФС, и эти отказы обжалованы в административном или судебном порядке.
«Налоговые накладные, заблокированы после 1 декабря 2017 года, по мере предоставления объяснений и копий документов проходят процедуру разблокировки по« старому »порядком», — уточняет Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей.
А вот разблокирования накладных, не попали ни в первой, ни ко второй группе, вообще не предусмотрено. «То есть, налоговые накладные, которые были заблокированы до 1 декабря, и документы по которым не были представлены до вступления в силу закона №2245, по сути, зависли. Механизм их разблокировки и дальнейшая судьба неизвестны.
Решить вопрос с разблокировкой таких накладных, по идее, должен тот самый новый порядок, до 1 марта необходимо утвердить Кабинета министров. Однако, пока единого проекта критериев блокировки / разблокировки нет. Одна версия разрабатывается ДФС, вторая — Минфином с участием экспертов реанимационное пакета реформ (РПР).
Новый порядок от ДФС расширит перечень признаков, на основании которых плательщики будут «отсекаться» от процедуры идентификации рисковых операций. Это позволит более эффективно фильтровать НДС-операции и выявлять среди них скручивания, не затрагивая при этом нормально работающий бизнес.
В представленном проекте постановления о работе системы рисков по НДС предусмотрены следующие изменения:
для уменьшения случаев остановки регистрации налоговых накладных устанавливается «отсекающий критерий» 3% и порог объема поставок за месяц в размере 500 тыс. грн, ранее согласования критериев оценки продолжалось некоторое время, что позволяло некоторым плательщикам пользоваться фиктивным кредитом, поэтому предлагается, чтобы для оперативного реагирования ДФС устанавливала критерии оценки рисков. Чтобы обеспечить прозрачность этого процесса, ДФС должна предварительно согласовывать эти критерии с Министерством финансов и публиковать на официальном сайте.
Проектом предусматривается для малого и среднего бизнеса ввести показатели положительной налоговой истории. Налоговые накладные с рисковой операцией по плательщикам с положительной налоговой историей останавливаться не будут.
Также, вводится электронный реестр остановленных налоговых накладных, в котором плательщик в онлайн режиме сможет найти информацию о рассмотрении и статуса остановленных налоговых накладных. Это решение сделает процесс прозрачным.
Текста проекта постановления в сети Интернет, на данный момент, нет, поэтому трудно точно сказать, что ждет налогоплательщиков с 1 марта.
И в ДФС, и у Минфина еще есть время, чтобы доработать свои проекты. Кроме того, в УСПП уверяют, что без диалога с бизнесом и без рассмотрения правительственным комитетом по вопросам экономической, финансовой и правовой политики новый порядок блокировки Кабмина никто не передаст.
Хотя, если вспомнить, с какими трудностями ДФС запускала систему электронного администрирования НДС в 2015 году, не исключено, что механизм блокировки накладных переживет еще не одну реинкарнацию. А бизнес продолжит платить за эти «эксперименты» из своих карманов.